Два слова о гештальт-терапии

Гештальт-подход был разработан Фредериком Перлзом. В концепции подхода основная неудовлетворенная потребность клиента, с которой он пришел на терапию называется фигурой (гештальтом), остальные детали истории клиента названы фоном. Для гармоничного существования клиента необходимо, чтобы его потребности удовлетворялись, и на смену удовлетворенной, возникала новая потребность.

Гештальт-терапевт помогает клиенту осознать неудовлетворенную потребность, найти способы ее удовлетворения, выбрать подходящий способ, с его помощью получить новый опыт и завершить гештальт (закрыть потребность).

Цикл формирования, осознания, удовлетворения, завершения и перехода к новой потребности называется циклом контакта. В цикле контакта контакта Дж. Гудмена выделяют:

  • преконтакт- этап в начале терапии, когда основная потребность выделяется из фона,

  • контакт- этап, при котором сформирован гештальт, идет работа по его исследованию и поиски способов удовлетворения, клиент получает новый опыт проживания гештальта;

  • постконтакт- этап, во время которого клиент присваивает, перерабатывает полученный опыт;

  • сдроуэл - этап, при котором гештальт закрывается, наступает пауза до появления новой потребности.

При наличии незавершенного гештальта цикл контакта прерван с помощью защитных механизмов, которые возникают для поддержания гомеостаза (баланса, целостности) внутри личности клиента, чтобы неудовлетворенная потребность компенсировалась и не вела к разрушению психики.

 

Среди основных защитных механизмов в гештальт-подходе выделяются такие явления, как:

  • конфлуэнция (слияние)- защитный механизм, при котором клиент не может выделить свою потребность из фона или не может отделить свою потребность от чужой. Примеры из речи клиента: «мы пошли», «мы подумали», «мы считаем».

  • интроект - защитный механизм, при котором чужие убеждения без осмысления клиент принял за свои. Примеры из речи клиента: «настоящие мужчины не плачут», «мне нельзя огорчать родителей», «я глупый».

  • ретрофлексия - защитный механизм, при котором клиент пытается удовлетворить потребность через симптом в своем организме, за которым стоит желание совершить действие во вне. Например, клиент хочет накричать на родителей, но сдерживается, после чего у него возникает боль в области горла.

  • проекция - защитный механизм, при котором клиент приписывает окружающим черты, которые есть в нем, но не признаются. Пример из речи: «Он на меня разозлился»,- на самом деле сам клиент испытал чувство злости к оппоненту.

Гештальт-терапевт в процессе консультирования работает над преодолением клиентом защитных механизмов, что позволяет человеку преодолеть задачу, с которой он пришел на терапию.

Ваше здоровье и равновесие начинается здесь

Заполните эти поля, и мы свяжемся с вами

Контакты

Телефон/ WhatsApp
Адрес

8-919-36-77-033

620075, г. Екатеринбург, ул. Восточная, д. 80

  • Мы Вконтакте